Золото Кении: как чай из самого сердца Африки покоряет Россию

Чай 455
Золото Кении: как чай из самого сердца Африки покоряет Россию

Кенийский чай отличает яркий африканский колорит, повышенное содержание антиоксидантов и кофеина, а также насыщенный и многогранный вкус. Сегодня африканские производители успешно конкурируют с компаниями из Китая, Шри-Ланки и Индии. В этой статье попробуем разобраться, как продукт, взращенный заботливыми руками фермеров Кении, пробивает себе путь на российский рынок.

Продукт из самого сердца Африки

Уникальные свойства кенийского чая объясняются просто. Кусты произрастают в высокогорных районах на высоте 2500 метров над уровнем моря, на богатых микроэлементами и полезными веществами вулканических почвах, согреваемые палящим африканским солнцем. Это позволяет получить продукту звание экологически чистого.

Густые чайные плантации тесно соседствуют с эвкалиптовыми лесами и сосновыми рощами и не поддаются машинной обработке. Сырье заготавливается вручную. Причем, экваториальный климат и высокая влажность позволяют собирать урожая практически каждую неделю. В ход идут только самые нежные листики. Кусты здесь не обрабатывают пестицидами, поскольку в этом просто нет необходимости.

На территории Кении выращиванием чая занимаются свыше 600 хозяйств, как крупные компании, так и мелкие фермеры. А всего же в чайном бизнесе около 600 тыс. компаний, деятельность которых контролирует Национальное Агентство по развитию Чайной Индустрии (KTDA).

Чайный лист в Кении до сих пор перерабатывают по технологии, придуманной в 30-х годах прошлого века СТС, то есть "cut, tear, curl". Она предполагает несколько ступеней производственного процесса: завяливание, измельчение, ферментация, сушка.

Это позволяет сохранить максимум содержащихся в сырье антиоксидантов и кофеина. Высокий их насыщенностью кенийский чай выгодно отличается от, например, индийских продуктов. Больше всего таких веществ в сорте "Сокровище Кении".

Для производства чай на фабриках в Кении используется водяной пар, котлы топят эвкалиптами. Но даже здесь соблюдается принцип экологичности производства - на месте срубленных деревьев фермеры обязаны посадить новые.

Кенийский чай

В российские магазины через аукцион в Момбасе

Кения в год производит около полумиллиона тонн чая. Однако, фабрики напрямую не поставляют свой продукт потребителям, а привозят его на чайные аукционы. В Момбасе находится крупнейший аукцион в Восточной Африке.

Интересы фабрик здесь представляют специальные брокеры. Они продают чай торговым компаниям и чайным домам со всего мира. Конечная цена назначается лишь после дегустации напитка специально обученным титейстером и обусловлена качеством продукта.

Так, например, для российского рынка чай закупают компании "Май" (марки "Майский чай", Richard Royal, Curtis), "Орими Трейд" ("Принцесса Нури", Greenfield), "Альянс Плюс" (Maitre), "Юнилевер" (Lipton), "Караван" ("Жемчужина Нила"), "Ахмад Ти Лимитэд" (Ahmad Tea), "Орими" (Tess) и ряд других.

Примечательно, что еще лет десять назад все было по-другому. В Россию поступал кенийский чай из Великобритания, которая сама закупала его в Момбасе и продавала под своими брендами. Сегодня сами чайные компании Кении готовы предложить россиянам широкий выбор и видят в российском рынке большой потенциал для роста. Неоднократно высказывались планы по удвоению объема экспортируемых товаров.

По вкусу россиянам

Кения гордится тем, что ей удается сохранить приверженность к ручному сбору сырья и бережной переработке, позволяющей добиться максимального насыщения чая витаминами, минералами и антиоксидантами.

Неоднократно проводятся лабораторные исследования кенийского чая. И все они подтверждают вывод о том, что напиток содержит гораздо больше сока камелии (чайного куста), нежели продукты из других частей света.

В основном здесь производиться крепкий черный чай, как недорогой гранулированный, так и крупнолистовой премиальный. Но есть и другие сорта. Например, первоклассный белый чай, который продается дороже китайских аналогов.

Кенийский чай в чистом виде встречается в российских магазинах и на маркетплейсах не часто. В основном он идет в купаж известных брендов, где смешивается продукция из разных регионов и фабрик. Делается это потому, что товар может меняться в зависимости от климата, условий хранения и ферментации, а присущий марке вкус должен оставаться стабильным.

В любом случае, все зависит от запросов конечного потребителя. Многие россияне уже оценили вкус кенийского чая и голосуют за него, что называется, рублем. А многие еще это только предстоит. Но одно можно сказать точно - перспективы у этого продукта благодаря отличному сочетанию цены и качества открываются весьма блестящие.

Первая полоса