Вот и началась Масленичная неделя – время, знаменитое своим, не побоимся этого слова, феноменальным обжорством, разнузданным (да-да, именно разнузданным – Пост же скоро!) весельем и самыми разнообразными традициями, доставшимися нам от наших – славянских еще – предков.
И вот именно о масленичных традициях и пойдет речь в этой статье. А если точнее – речь пойдет о блинах, самой масленичной еде, символизирующей – ни много, ни мало – солнечный диск, набирающий силу с наступлением весны и уходом зимы.
У давно привычных нам блинов – очень богатая история. Первое упоминание об этом блюде относится к VIII веку. Археологи считают, что уже к этому времени племя кривичей изготавливало специальную плоскую посуду, на которой готовились и хранились как пироги, так и блины.
Этнографы добавляют, что появление блинов связано с народными языческими обрядами. Можно сказать, что блин, по форме и внешнему виду напоминающий солнце, является изображением идола одного из богов. Делалось это для того, чтобы стать ближе к покровительствующим людям божествам.
Готовились блины в основном на великие праздники, одним из которых и является Масленица, посвященная проводам зимы. Главным персонажем праздника было чучело, наряженное в женскую одежду или солому.
Оно держало в руках блин или сковородку. Праздник, которым провожали зиму, традиционно длился неделю – и эта традиция сохранились и по сию пору.
А вот рецепты приготовления блинов за всю историю существования этого блюда менялись бурно и часто. Различные ингредиенты, начинки и составы появлялись в зависимости от территории проживания, контактов с представителями других племен и народов, развитием торговых отношений с соседними и не очень странами и многого другого.
Так, например, привычку делать мясные начинки из фарша русские позаимствовали у татар во времена монголо-татарского ига, а привычка добавлять туда специи завелась на Руси с появлением заморских торговцев, караванами возивших нам самые разнообразные специи.
Многочисленные изменения в историю развития этого блюда внесли и присоединение Сибири, и петровские нововведения, и многое другое. Рецепты блинов становились все разнообразнее и причудливее, однако некоторые вещи все-таки оставались неизменными.
Например, воистину всенародная любовь к этому блюду, которого не гнушались даже цари. Так, Иван Грозный, любивший принимать у себя иностранных послов, регулярно устраивал в своих хоромах богатые пиры. На них наравне с осетриной и черной икрой в качестве десерта подавались блины с медом.