Вдова Клико и любовь русских к шампанскому

Вина 4397

Франсуа Клико славился своими предпринимательскими способностями. Возглавляя семейный бизнес по производству шампанских вин, он ориентировался не столько на внутренний рынок (Франция начала XIX века была разорена революцией и расходами на войну), сколько смотрел в сторону Германии, России, Польши.

Супруга предпринимателя, Николь Клико, благодаря своему характеру не менее талантливо управлялась с делами и помогала мужу.

В архивах “Клико” хранится запись, датированная 1780 годом, в которой отмечено, что корзина шампанского была отправлена московскому купцу на Тверскую улицу. В те времена главой предприятия был отец Франсуа, и именно тот момент можно считать началом торговых отношений между «Клико» и Россией.

После смерти Франсуа Николь Клико в течение двух лет изучала виноделие. Она добилась того, что шампанское стало обладать кристальной прозрачностью, тонким запахом и особой «игрой солнца и света».

Настоящую популярность вина мадам Клико получили после победы России над Францией. Русские офицеры, вступив в Реймс и обнаружив винные подвалы вдовы, довольно похозяйничали, распивая превосходное шампанское и ничего за него не заплатив. Николь Клико, оставаясь хладнокровным дельцом, промолвила в ответ на сообщение о том, что в ее винных подвалах рекой течет вино: «Русские?.. Пусть пьют. А расплачиваться будет вся Россия».

Сначала в июле 1814 года 75 ящиков шампанского морем доставляется, несмотря на высокий риск, в Кенигсберг. Поверенный Николь Клико продает несколько ящиков местной знати. Вот, что он пишет: «Какое зрелище! Как я жалею, что вы не видели, как две трети высшего общества Кенигсберга из любви к вашему нектару сидит у ваших ног... Это дивное вино действует убийственно, и тому, кто хочет ознакомиться с ним, советуют привязаться к стулу, ибо если после благоговения, оказанного бутылкой, не привязаться, то хочется полезть под стол... Вероятно, это вино полюбит император Александр”.

Уже осенью 1814 года зафрахтованным Клико судном шампанское доставляют в Санкт-Петербург - двадцать тысяч бутылок. Вино раскупают в мгновение ока, несмотря на внушительную цену в 12 рублей (за эти деньги в Петербурге снимали квартиру с прислугой и поваром). Коммерческий успех закрепляется оформлением многочисленных сделок между фирмой мадам Клико и русскими торговцами.

Войну Франция проиграла, но предприимчивая вдова Клико сумела завоевать рынок России, предложив русским превосходнейшее шампанское, которое не сдает позиции популярности и по сей день.

Есть вопрос?
Первая полоса